Она стала одной из немногих русских актрис, покоривших Европу, а ее судьба оказалась похожа на судьбу главной героини, которую она сыграла в одном из самых фаворитных русских кинофильмов. Она не страшилась перемен, всегда оставалась оптимисткой.
Быть напористой
Лена Сафонова родилась в Ленинграде, 14 июня 1956 года, в семье известного артиста Всеволода Сафонова и режиссера «Мосфильма» Валерии Рублевой. Детство Лены проходило посреди взрослых людей — коллег и друзей ее родителей. В доме нередко бывали актеры Анатолий Папанов и Евгений Леонов. «Мне нравилось, как живут мои предки: без оглядки, дружно. Можно сказать, что с возрастом я приблизилась к тому, о чем желала в детстве, — жизни без границ, без актуальных программ», — ведает Лена Всеволодовна. Как признается сама Сафонова, она всегда знала, что будет актрисой: «Да я ничего другого и не умею, разве что готовить…» Ее актерская карьера началась с кинофильма Аиды Манасаровой «Ищу мою судьбу», в каком будущая звезда снялась еще десятиклассницей.
Цитата
Мой 1-ый брак был совсем случайным. Он был неплохим человеком. Просто намедни женитьбы я вдруг сообразила: мне нужно идти в загс, а я его не люблю. Я вышла замуж поэтому, что мне было неловко отрешиться перед его родителями, которые уже приготовили подарки, уже позвали гостей. А я на данный момент приду и скажу: «Вы понимаете, я не люблю вашего сына»
Лена Сафонова, актриса
Но это никак не посодействовало абитуриентке Сафоновой при поступлении в университет. Невзирая на семейную актерскую династию и наличие сыгранных ролей, она стала студенткой ВГИКа только с третьего раза, а меж поступлениями работала библиотекарем. Ну и проучилась в институте кинематографии недолго: «Все творческие университеты при русской власти числились идейными. Управлению очень не понравилось, что я дружу с диссидентом. Моего компаньона не приняли по этим суждениям во ВГИК, и он решил уехать в Америку. Я не хочет была прерывать с ним дела, даже если это кому-то не нравилось. Я всегда гласила и задумывалась то, что считала необходимым. Да, у меня есть нрав. А какая обычная актриса может быть без нрава?»
Лена возвратилась в Ленинград. Она продолжила учебу в институте театра, музыки и кинематографии и один сезон проработала в Театре имени Комиссаржевской.
Не выходить замуж без любви
Впервой Сафонова вышла замуж в 20 лет. Со своим супругом, актером БДТ Виталием Юшковым, они познакомились на съемках кинофильма «Семья Зацепиных». Но в отличие от Юшкова, который втюрился страстно, Лена ничего, не считая симпатии, к нему не испытывала. Но устоять перед его напором не смогла. Через 6 лет супруги расстались.
Сама Сафонова вспоминает об этом так: «Мой 1-ый брак был совсем случайным. Он был неплохим человеком. Просто намедни женитьбы я вдруг сообразила: мне нужно идти в загс, а я его не люблю. Я вышла замуж поэтому, что мне было неловко отрешиться перед его родителями, которые уже приготовили подарки, уже позвали гостей. А я на данный момент приду и скажу: «Вы понимаете, я не люблю вашего сына». Мне было постыдно отрешиться поэтому, что я уже фактически жила в их доме… И мы прожили с супругом более-менее благополучно 6 лет. До какого-то момента, когда жить совместно уже было нельзя…» После развода Сафонова пару лет оставалась одна. Но одинока не была. В конце 80-х опять вышла замуж. Опять за актера. Опять безуспешно. От этого брака у нее остался отпрыск Иван.
Главные роли в кинофильме «Зимняя вишня» могли исполнить Наталья Андрейченко и Сергей Шакуров
Работать над собой
Первой приметной ролью Лены Сафоновой стала роль Соломеи Крушельницкой в биографической картине Олега Фиалко «Возвращение Баттерфляй», которая вышла на экраны в 1983 году.
Главную роль в кинофильме «Зимняя вишня» актриса получила внезапно. Случилось это после того, как утвержденная на роль Наталья Андрейченко из-за романа с австрийским режиссером и актером Максимилианом Шеллом забыла о грядущей работе в кинофильме режиссера Игоря Масленникова. После утверждения на роль Лены Сафоновой исполнителя главной мужской роли тоже пришлось поменять: заместо Сергея Шакурова пригласили Виталия Соломина. Кинофильм стал более лиричным и даже трагичным.
«Зимняя вишня» принесла Лене Сафоновой общенародную популярность. Она была признана наилучшей актрисой года, на кинофестивалях в Мадриде и Алма-Ате получила премии за наилучшее выполнение женской роли. Актрису стали приглашать в свои киноленты известные режиссеры: Павел Лунгин, Сергей Бодров-старший, Сергей Микаэлян. В кинофильме Никиты Михалкова «Очи черные» актрисе работать было нелегко. Ах так вспоминает об этом она сама: «Меня раздражал деспотизм Михалкова на съемочной площадке, я нервничала, дулась. Я только удивлялась: «Боже мой, как Мастроянни это терпит. По сути это была не моя роль, просто не моя! И мне приходилось себя так в ней перекореживать и переделывать, что она вправду стала моей большой актерской удачей».
Совместно с Марчелло Мастрояни, кадр из кинофильма «Очи черные»
Мыслить о последствиях
В 1992 году французские кинематографисты пригласили Сафонову в кинофильм «Аккомпаниаторша», где она сыграла известную певицу, даму, счастливую в любви. Работа оказалась удачной, о российской актрисе экзальтированно писали газеты.
Во время съемок Сафонова познакомилась с французским актером швейцарского происхождения Самюэлем Лабартом и скоро вышла за него замуж. Ах так об этом вспоминает сама актриса: «С Самюэлем мы познакомились совсем случаем, в компании. Он, оказывается, поглядел кинофильм «Очи черные» и втюрился в мою героиню, о чем я не знала. Он меня просто идентифицировал с ней, но не разобрался, что я могу быть совсем другим человеком. Он сходу просто набросился, и меня сразил его экстаз по отношению ко мне…»
Лена — на уникальность привлекательная, утонченная дама, которая с возрастом становится только привлекательнее
Сначала жизнь и карьера во Франции складывались успешно. Отлично владея французским языком, актриса смогла с фуррором продолжать сниматься в кино. Родился отпрыск Александр. Но пришел момент, когда неописуемо ревнивый супруг-француз востребовал от российской супруги стопроцентно предназначить себя семье и дому. Не считая того, с течением времени выяснилось, что местный склад ума ей полностью чужд: «Я не могу жить там, где цивилизация подменяет культуру общения», — признается она.
По французским законам при разводе ребенок остается с папой. Так случилось и с небольшим Александром. Для Сафоновой это стало катастрофой. 1-ое время она пробовала биться за малыша, наняла адвокатов. А позже сообразила: ей нужно уступить, чтоб не травмировать отпрыска.
Всегда оставаться собой
В 1997 году Сафонова возвратилась в Россию. В ее творческой биографии появились новые киноленты. В особенности приглянулась зрителю «Принцесса на бобах» режиссера Виллена Новака, где она сыграла даму из авторитетного рода Шереметевых, не подозревающую о собственном происхождении. За роль Полины в комедии «Плачу вперед!», поставленной театром